Биография

Александр Збруев родился в Москве, на Арбате, в знаменитом роддоме имени Грауэрмана. На Арбате же и жил. Его отец был крупным руководителем и занимал пост заместителя наркома связи. Мать была из адвокатской семьи, имела актерское образование и на момент рождения сына работала на кинофабрике имени Чайковского. В самом конце 1937 года, после возвращения из служебной командировки в Америку, отца арестовали как "врага народа". Суд над ним длился всего лишь 15 минут, и приговор был краток: расстрел. Так что своего отца А. Збруев живым уже не застал. А вскоре настал и их с матерью черед вкусить все прелести сталинской демократии. Как членов семьи "врага народа" их арестовали и этапом отправили на пять лет в исправительно-трудовой лагерь под Рыбинском.
Они вернулись на родной Арбат, в квартиру, в которой родился Саша. Из вещей там практически ничего не осталось: самое ценное вынесли работники НКВД, а остатки подобрали соседи. Но когда хозяева вернулись назад, им так ничего и не вернули.
В 1945 году Александр пошел в первый класс 69-й московской школы. По собственному признанию, учился он плохо, не знал алгебру, тригонометрию. Дважды его оставляли на второй год. И если бы не мать, которая всеми силами тянула его из класса в класс, он бы школу так и не окончил.
На формирующийся характер Александра во многом повлияла улица. Парень всегда мог постоять за себя, и это качество осталось в нем на всю жизнь. Впоследствии он скажет: "Я благодарен улице за то, что она научила меня надеяться только на себя". Среди местной шпаны Збруев был в авторитете, несмотря на то что по годам был самым младшим. Кличка у него тогда была соответствующая его происхождению - Интеллигент. Когда их шайка шла по Арбату (а заводилами в ней были Пиджак, Колчак, Придурок и Пан, одетые в "прохаря", в кармане финский нож), вся окрестная детвора разбегалась во все стороны. Драться эти ребята умели и очень любили. И основным его увлечением был спорт. Он занимался боксом и гимнастикой, в которой добился определенных успехов и даже получил первый разряд.
Однако впоследствии его интересы переместились в сторону театра. По его словам, они всем двором ходили на спектакли Вахтанговского театра, и после окончания школы в 1958 году ему и в голову не приходило, что можно пойти учиться куда-то кроме Щукинского училища. Тем более, что в его жизни произошла "судьбоносная" встреча с женой Е. Вахтангова, которая была подругой его матери. Она в домашних условиях приняла у него экзамен и благословила на артистическую стезю. С первого же захода Александр сдал экзамены в училище и стал учится на курсе Владимира Этуша.
В 1959 году в личной жизни Збруева произошло знаменательное событие: он женился. Его супругой стала бывшая ученица его же школы Валентина Малявина, впоследствии ставшая известной киноактрисой.
Ее воспоминания: "Саша учился со мной в одной школе, но затем его перевели в школу напротив. Все девчонки в него влюблялись, а мне он казался недосягаемым. Он был старше, и у меня был другой поклонник. Но однажды, уже студентом Щукинского училища, он поздоровался со мной на улице. Он всегда очень элегантен, а на мне в тот день была ярко-красная модная куртка - подозреваю, что поздоровался-то он тогда, собственно, не со мной - с курткой. Она и решила наши отношения. Мы стали встречаться, подобралась чудесная компания: Ваня Бортник, ныне знаменитый артист, Инна Гулая, Саша и я. И как-то очень быстро определилось, что мы с Сашей будем мужем и женой. Я даже перевелась в вечернюю школу, чтобы выйти за него замуж. Отправились мы в загс, никому из домашних не сказали ни слова, и там выяснилось, что расписать нас не могут - мне до восемнадцати не хватало двух месяцев. Меня там спросили: "Девочка, тебе же нет восемнадцати, как же ты замуж выходишь?" А я ответила: "А мне очень хочется". Потом мы пошли в райсовет и там получили специальное разрешение...
Мы с Сашей жили у его мамы, она меня очень любила и все делала по дому. Мы были счастливы. Дома я успевала только читать. До глубокой ночи, стоя у старинного бюро, читала толстенный том Гоголя...
Дальше я очень легко поступила в училище при МХАТе, но вскоре пришлось перейти в Щукинское. Во мхатовском сниматься не разрешали, а я еще в школе играла маленький эпизод и, когда начались пробы на Наташу Ростову, познакомилась на "Мосфильме" с Андреем Тарковским. Так в 1961 году я попала в его картину "Иванове детство"...
Почти в то же время состоялся кинодебют и у Збруева. Интересно отметить, что в студенческих спектаклях он стремился уйти от своих внешних данных (симпатичного и подтянутого парня) и играл в основном характерные роли: хромых, лысых, толстых, старых людей. А вот режиссер Александр Зархи увидел в нем именно современного мальчишку и пригласил его на роль Димки в свой фильм "Мой младший брат". Картина вышла на экраны страны в 1962 году и принесла исполнителям главных ролей в ней (А. Збруеву, А. Миронову и О. Далю) первый успех у зрителей.
Попав в 1961 году после окончания театрального училища в труппу Театра имени Ленинского комсомола, А.Збруев на первых порах не имел интересных, серьезных ролей. Это продолжалось до тех пор, пока в театр в 1963 году не пришел великий режиссер Анатолий Эфрос. Именно в этот период начался взлет театральной карьеры Александра Викторовича. Уже в первые годы совместной работы с А.В. Эфросом актер сыграл несколько замечательных ролей - своих молодых современников - в спектаклях "До свидания, мальчики", "День свадьбы" и других. Особый успех выпал на долю его героя Марата Евстигнеева , жителя блокадного Ленинграда в спектакле по пьесе А.Арбузова "Мой бедный Марат".
В 1963 году распался брак Александра с В. Малявиной. Она внезапно увлеклась молодым режиссером с киностудии имени Горького Павлом Арсеновым. Несмотря на то, что измена любимого человека оказалась для Збруева полной неожиданностью, он сумел достойно вынести этот удар. Во многом его спасла работа, которой тогда у него было много, как в театре, так и в кино. В 1963 - 1965 годах он снялся сразу в нескольких фильмах, среди которых самыми заметными были: "Путешествие в апрель", "Пядь земли", "Чистые пруды". Его театральные и киногерои отличались простотой, ироничностью и непосредственностью, они были лишены какого бы то ни было пафоса, показухи и модного в те годы комсомольско-молодежного энтузиазма. Необычным и непривычным зрительскому глазу, воспитанному на стереотипах соцреализма, стал его Алешин - сотрудник ОБХСС - из фильма "Два билета на дневной сеанс" (1966). Тем не менее успех у этого фильма и героя Збруева был большой. Выйдя на экраны страны в 1967 году, фильм получил самые лестные отзывы публики.
В те же годы изменилась и личная жизнь Збруева: он вновь женился. На этот раз его супругой стала актриса Людмила Савельева, буквально ворвавшаяся в советский кинематограф с ролью Наташи Ростовой в фильме-эпопее "Война и мир".
В начале 70-х годов Збруев по праву считался одним из самых популярных актеров советского кино.
Наиболее удачными фильмами Збруева в начале 70-х можно смело считать только три: "Круг", который был продолжением знаменитых "Двух билетов на дневной сеанс", телефильм "Большая перемена" и "Романс о влюбленных".
В "Большой перемене" режиссера Алексея Коренева Збруев сыграл роль Григория Ганжи. Первоначально на эту роль предполагался муж актрисы Светланы Крючковой (она сыграла Ледневу), но с ним что-то не заладилось. И тогда на горизонте возник Александр. Вот что он сам вспоминает об этой "звездной" роли: "Когда случилась "Большая перемена", все стали тыкать в меня пальцами: "Ой, Ганжа, Ганжа". Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьезных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперед с новым именем - Ганжа. Но очень часто оно меня выручало. В трудные времена, когда в стране были проблемы с едой, я, заходя в магазин, с грустью смотрел на пустой прилавок, а продавщица вдруг говорила: "Ой! Ганжа к нам пришел!" Я спрашивал: "А что же у вас пусто?" Она отвечала: "Для тебя - ради бога, чего хочешь!" И доставала "чего хочешь" из каких-то закромов".
Не менее успешно развивалась карьера артиста и на театральной сцене. С приходом в 1974 году в Ленком нового режиссера - Марка Захарова - дела этого театра явно пошли в гору, и каждый спектакль становился событием в театральной жизни страны. К началу 80-х годов Ленком стал "культовым" театром, и попасть в него было делом не простым. А после окончания каждого спектакля толпы поклонников поджидали своих кумиров у служебного входа. И особенно сильно донимали они тогда нескольких актеров: А. Збруева, О. Янковского, Н. Караченцова и А. Абдулова. Говорят, что первым не выдержал такого ажиотажа именно Збруев. В один из дней он собрал у служебного входа наиболее ретивых своих воздыхательниц, выстроил их по росту и сказал стоявшему рядом администратору театра: "Посмотрите на них внимательно и запомните каждую. И чтобы с этого дня ни одна из них здесь больше не появлялась!"
И все-таки эта мера мало повлияла на ситуацию: поклонники продолжали осаждать своего кумира. Поэтому пешие прогулки Збруева от Ленкома до его дома на улице Горького (там раньше находился магазин «Наташа», а ныне «Benetton»") доставляли ему массу неудобств.
Александр Збруев блистательно играл и в первых спектаклях М.Захарова, и в более поздних. Несмотря на то что он в эти годы не сыграл в театре адекватной своему таланту роли, его работы в спектаклях "Автоград XXI" (Хотынский), "Иванов" (Боркин), "Диктатура совести" (Андре Марта) и других надолго запомнились каждому, кто их видел. Пронзительно, достоверно и эмоционально сыграл актер деревенского учителя Хорию Мироновича в пьесе Иона Друцэ "Хория". Несомненной удачей актера можно считать роль Клавдия в спектакле "Гамлет", который на сцене Театра имени Ленинского комсомола поставил Глеб Панфилов. Клавдий Александра Збруева оказался не трафаретным злодеем, в нем был узнаваем нарождающийся в стране класс жестких, умных прагматиков, не останавливающихся для достижения своих целей ни перед какими жертвами.
В те же годы Александр Збруев активно снимался в кино. В 1980-е годы он сыграл большие роли более чем в 20 фильмах. Среди них: "Выстрел в спину" (1980), "Такие же, как мы!" (1980), "Кольцо из Амстердама" (1981), "Тайна записной книжки" (1981), "Наследница по прямой" (1982), "Семь часов до гибели" (1983), "У опасной черты" (1983), "Шел четвертый год войны" (1983), "Тайна виллы "Грета" (1984), "Батальоны просят огня" (1985), "Зина-Зинуля" (1986), "Попутчик" (1986), "Свободное падение" (1987), "Филер" (1987), "Автопортрет неизвестного" (1988), "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" (1989).
При всей своей огромной популярности, Александр Збруев никогда не пользовался особой любовью власть предержащих как в государственных органах, так и у руководства творческих союзов. Объяснялось это, наверное, сложным, непокорным характером этого человека. Случалось, что Збруева не выпускали на съемки за границу и даже не присуждали заслуженные премии за роли в кино. Так случилось с одной из самых заметных и пронзительных его работ - ролью в фильме "Ты у меня одна". За эту роль актеру прочили, но не присудили главную кинематографическую премию страны - "Нику". Учредители и жюри премии не приняли во внимание ни признание этой роли коллегами-кинематографистами, ни огромную любовь зрителей, которую актер заслужил за эту интереснейшую и глубокую роль. А.Збруев вспоминает: А. Збруев вспоминает: "К режиссеру Астрахану как-то очень ревниво относятся - держат его на вытянутой руке, не впускают особенно. Наверное, здесь нужна своя дипломатия. Он же без оглядки вошел в круг, не осторожничая, предложил свое кино. Возможно, это стало раздражать - откуда ты такой явился, а ну на место!..
По моему внутреннему ощущению, фильм состоялся. Но вот идет церемония вручения "Ники" в Доме кино. Было чувство, что она моя... Это вопроси тщеславия, и самоутверждения. Но - не сложилось. Мне показалось, что виной тому не очень чистоплотная ситуация. Хотя, возможно, я ошибаюсь. Ужасно расстроился. Пришел домой, всплакнул и выпил водки. На следующий день был в норме..."
Творческая неудовлетворенность собой и своей актерской судьбой, наверное, объясняется некоторой актерской обособленностью А. Збруева в театре. По мнению специалистов и зрителей, актеру по плечу более масштабные, психологически более глубокие роли, чем те, которые ему удалось сыграть в своеобразном, "неактерском" театре М. Захарова.
В конце декабря 1995 года Збруев освоил еще одну ипостась: он стал бизнесменом и открыл в родном Ленкоме ресторан под названием "ТРАМ" (Театральный ресторан актеров Москвы). О том, как ему пришла в голову подобная идея, А. Збруев рассказывает:
"Идея пришла просто-жизнь подсказала. Актеры много времени проводят в театре. Собираются, как правило, в буфете. Он у нас неплохой вроде бы, но с какими-то тараканчиками и мышками. И вот сидим мы как-то с товарищем (он не имеет отношения к театру), смотрим - одежда на столах навалена, стулья сломаны. В общем, проходной двор. Товарищ мой и говорит: "Давай сделаем ресторан". Вложил деньги. И пожалуйста - "ТРАМ" существует. Это наш Ленком раньше так назывался, мы только расшифровывать стали по-другому: "Театральный ресторан актеров Москвы"...
Но это не совсем мой ресторан. Там мое имя. Скорее я человек из Ленкома, который здесь "на хозяйстве". И эта роль для меня пока необычна..."
Что касается личной жизни актера, то Збруев один из тех, кто всячески избегает разговоров на эту тему. В одном из интервью он заявил: "Я стараюсь никого не пускать в свою личную жизнь и никогда не рассказываю ни о жене, ни о дочери. Всегда был против семейных актерских фотографий, участники которых предстают в каких-то исторических костюмах, с женой, детьми, собаками. Все это выглядит удручающе и, по-моему, ни к чему. И потом, как бы ни сложилась жизнь - человек в ней одинок".

На главную



Hosted by uCoz