"Филер"

Продолжительность: 83 мин.
Год выпуска: 1987
Страна: СССР
Киностудия: К/ст им. А. Довженко

Краткое содержание:

В «Филере» Р. Балаяна по-прежнему занимает самосознание русского интеллигента. Волнующая режиссера тема на сей раз рассматривается на историческом изломе (время действия 1916 год).

Чарующая неоднозначность сюжета, скреплявшая в прежних фильмах режиссера трудно согласуемые порывы его героя и его же «неделимую цельность», подменилась вдруг мелодраматизмом. А сохранившийся лопнувший «звук» балаяновского кино редуцировался до четырех нот — слабого отголоска темы судьбы его одиночек.
В этом смысле «Филер» — переломный фильм Балаяна, свидетельство если не кризиса, то смятения. Начав с насыщенной, но драматургически исчерпанной экспозиции, режиссер — в отличие от своих прежних фильмов — вдруг впадает в не свойственную ему иллюстративность, в жесткую причинно-следственную обусловленность поведения героя.
Отказ от действенного развития внутренних противоречий героя, которого опять сыграл О. Янковский, привел к ощущению статичности картины, несмотря на разнообразие, казалось бы, динамичных фабульных линий. Сюжет «Филера» — сомнения интеллигента, гимназического учителя, вынужденного — по жалким семейным обстоятельствам — стать соглядатаем, доносчиком и застрелившегося как предатель — невольник чести. Треть фильма ведется целенаправленная, хотя бесстрастная, психологическая игра с заранее предвосхищенным результатом.
В предыдущем фильме Балаяна «Храни меня, мой талисман» за героем Янковского, воркующего со своей молодой женой, следил некий искуситель с пустыми глазами, ставший филером от скуки. Его безобидно-игривое вторжение в чужую жизнь воспринималось тем не менее как подлость, которая безнаказанной остаться не должна. В новом фильме герой Балаяна, напакостив, судит себя сам.
Медленно, почти торжественно, движется на нас толпа с безногими калеками в первых рядах под бередящую раны музыку Бизе. Эта тягучая мелодия — аккомпанемент побочной — сокровенной — темы фильма. Запыхавшийся герой прислоняется к стене дома, в окне у патефона рыжеволосая девочка. Прекрасная девочка гимназического возраста слушает пластинку. А рядом — через стекло — надломленный, теряющий себя, свою дочку, свою жизнь человек. Этот кадр — не просто красив, хотя, возможно, чересчур эффектен. В этом кадре — всегдашняя балаяновская тоска по лучшей жизни. И одновременно поколебленная вера в то, что «будем жить».
Балаяновский герой всегда тосковал по поступку. Макаров из «Полетов... » сымитировал самоубийство. Алексей из «Храни меня, мой талисман» — дуэль. Нынешний герой свершил, по словам режиссера, «свой суд над самим собой». Но Балаян что-то утратил. Возможно, мерцательная незавершенная поэтика режиссера предательски здесь не совпала с поисками новой стилистической цельности, стремлением к аскетизму и высокой простоте.

Режиссер:
Роман Балаян

В ролях:
Олег Янковский
Александр Збруев
Алексей Горбунов
Александр Вокач
Елена Сафонова
Наталья Корецкая
Ольга Остроумова
Филипп Янковский
Александр Абдулов

Авторы сценария:
Рустам Ибрагимбеков
Роман Балаян

Операторы-постановщики:
Василий Трушковский
Богдан Вержбицкий

Художники-постановщики:
Ксана Медведь
Сергей Хотимский

Музыка:
Жорж Бизе

Звукорежиссер:
Виктор Брюнчугин




Hosted by uCoz